Персональный сайт воспитателя Детского сада №3 г. Данкова Перевезенцевой Елены Юрьевны

Педагогическая находка

22 марта 2022

 

 

Педагогическая находка

Бизиборд – как средство формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

 

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

 

Современный мир – это мир непрерывного образования, подвижных схем и соглашений, конкуренции и постоянного движения.

В последние десятилетия в образовании произошли значительные изменения: принят новый закон «Об образовании в РФ», впервые введен ФГОС ДО, принят профессиональный стандарт педагога, стартовал Национальный проект «Образование». Все эти изменения направлены на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и  вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству образования.

Что я, педагог детского сада, могу сделать для этого?

Прежде всего, идти в ногу со временем. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, я определила для себя педагогическую находку, включающую элементы проблемности, научного поиска, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире.  И это познавательно-исследовательская деятельность детей, которая является эффективным средством развития ребенка, позволяющая  достигнуть целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Актуальностью моей педагогической находки является развитие личности ребенка через формирование навыков познавательно-исследовательской деятельности с помощью применения исследовательской технологии.

Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Цель: активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Ведущие задачи:

  1. формирование системы элементарных научных представлений;
  2. развитие исследовательского типа мышления;
  3. развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
  4. совершенствование мелкой моторики рук;
  5. воспитание самостоятельности усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
  6. привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы, развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает исследовательская деятельность. Множество интересных примеров организации занятий с детьми в этом направлении можно найти, так как исследования пронизывают все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон;  предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»; помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.  Ребенку естественнее и гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения. Вот на этом и основано активное внедрение бизибордов в практику работы по познавательно-исследовательской деятельности.

            Что же такое бизиборд?

          Бизиборд  - (от англ. busy board) занимательная доска, главной задачей работы с которой является предоставление ребенку интересных и безопасных объектов для самостоятельной деятельности.     

            Как возникла идея использования бизибордов?

          На помощь пришла постер-технология - одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями. Вспомнив цель постера — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные умения и навыки, задалась вопросом: «А что, если основной смысл постера — показать, на что способен ребенок – перенести на бизиборд?». Решила проверить на практике.

           И что-же получилось?     

Основу бизиборда составляет деревянная доска размером 70*50 см., на которую крепятся емкости разного объема для размещения в них материала и оборудования к самостоятельным исследованиям. Вся поверхность основы тщательно зашкурена, саморезы, использующиеся для крепления, не выглядывают с обратной стороны доски; доски гладкие, без острых углов.  Весь материал содержательно-насыщенный, развивающий (чем больше различных элементов будет закреплено на этой доске, тем интереснее она будет ребенку); доступный (находится в свободном доступе, доставляя детям радость и развивая интерес к изучению нового); безопасный; здоровьесберегающий (все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской); эстетически-привлекательный (основной фон яркий, предметы разных форматов и цветов).

Мною изготовлены бизиборды по направлениям «Вода», «Воздух», «Песок, глина, грунт», «Опыты с различными материалами», «Свет и тень», «Крупы».

В процессе игры с занимательной доской дети учатся самостоятельно совершать те или иные действия снова и снова. Всё получается не гладко и не сразу, но это только подстегивает стремление научиться. Если бизиборд выполнен качественно и правильно,  он помогает развивать:

  • самостоятельность, концентрацию внимания, усидчивость и терпение;
  • умение решать различные задачи и проблемные ситуации, видеть свои ошибки, исправлять их или помогать своим друзьям (коммуникативность и взаимопомощь);
  • понимание причинно-следственных связей;
  • мелкую моторику;
  • безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту.

            Как я их использую?

            Организую знакомство с объектами живой и неживой природы в несколько этапов.

            Например, при знакомстве детей со светом и тенью,  проводила беседу "Интересное знакомство».

Цель:  познакомить детей со светом и тенью, что свет происходит от источника, источники света разнообразные, для появления тени необходимы источник света, предмет, экран (стена).

Второй этап – эксперименты со светом и тенью «В гостях у Почемучкина».

Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; познакомить детей с условиями появления тени (свет, предмет, стена), что тень появляется у предмета при направлении на него света, тень зависит от формы предмета, чем больше предмет, тем больше тень и наоборот.

Третий этап – наблюдение на прогулке «Я и моя тень».

Цель: дать представление о форме тени.

Четвертый этап – бизиборд «Свет и тень» - самостоятельные исследования, игры-эксперименты в рамках театра теней.

Цель: развивать стремление к самостоятельным исследованиям, применению полученных знаний, воспитывать самостоятельность и активность.

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи, но завершающий этап всегда заключается во внесении в развивающую среду бизиборда для самостоятельных действий.

Так, после ознакомления с песком, землей и грунтом, дети обращаются к содержимому бизиборда для исследования данных объектов: узнают на ощупь, рассматривают чрез лупу, описывают состав (крупинки круглые, желтые, есть прозрачные и т.п.), устраивают «бурю в пустыне», проводят взаимодействие с водой и др.

Бизиборд «Воздух» содержит условные обозначения: «глаз» - дети должны определить, как увидеть воздух; «нос» - имеет ли воздух запах?; «ухо» - как можно услышать воздух?; «руки» - как можно потрогать? Ответы на эти вопросы дети получают в процессе экспериментирования с предложенным материалом и оборудованием. В результате закрепляют знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, создают «ветер» и др.

 Детям очень нравятся самостоятельные исследования. Я  это поощряю и стараюсь оказать незаметную помощь, которая чаще всего сводится к следующему:

  • способствую привлечению внимания ребенка к разнообразному содержанию бизиборда;
  • изучаю интересы и потребности детей, оказываю помощь в выборе деятельности;
  • стараюсь заинтересовать детей общением друг с другом;
  • оказываю помощь в объединении их в микрогруппы для опытов;
  • по возможности ненавязчиво включаюсь в работу детей, даю косвенные советы, стимулирую фантазию в самостоятельном поиске.

Хочу предоставить вашему вниманию элемент самостоятельной деятельности детей с бизибордом «Крупы».

Данная работа оказалась интересна не только дошкольникам, но и их родителям, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Используя разнообразные формы взаимодействия с семьей (тематические папки, ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотеки, памятки и буклеты, картотеки опытов для проведения дома,  консультации, мастер-классы, открытые мероприятия) мне удалось донести  до сознания взрослых, что главное – дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний в ходе собственных творческих изысканий.  Многие откликнулись. Одни приняли активное участие в изготовлении бизибордов, другие организовали домашние мини-лаборатории, занялись поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими.  

По моему мнению, бизиборд – действительно нужное дидактическое пособие, которое является отличным средством развития детей  и как элемент предметно-развивающей среды просто необходимы. Смело могу заявить о его высокой эффективности и полезности использования в развитии познавательно-исследовательской деятельности. Уже сейчас видны результаты моей работы. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. Возросла познавательная активность, интерес к окружающему миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели, яснее выражать свои мысли. В связи с этим закладывается в дошкольниках качества успешных исследователей и выполняется социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности

И в заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

 

 

 

Оставить комментарий: