Персональный сайт воспитателя Детского сада №3 г. Данкова Перевезенцевой Елены Юрьевны

Конспект ООД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) "В поисках сокровища"

22 марта 2022

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному

развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности)

«В поисках сокровища»

для детей средней группы

 

Цель:  развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Обучающие задачи:

  1. Расширять представления детейо физических свойствах окружающего 

мира.

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его

обнаружения.

  1. Познакомить с песком как с природным компонентом, составом песка.

Дать представления о свойствах песка.

  1. Формировать представления о магните и использовании его свойств.
  2. Формировать элементарные представления об основных физических

          свойствах и явлениях (прозрачность, сыпучесть, вязкость, магнетизм).

  1. Формировать навыки экспериментирования с различными  

    материалами, обогащать  тактильный опыт   воспитанников.

  1. Создать положительный эмоциональный настрой с помощью песочной

    терапии.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.
  2. Развивать мыслительные способности (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы).
  3. Совершенствовать умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
  4. Развивать речевую активность, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
  2. Продолжать формировать коммуникативные навыки общения, навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные

    ситуации персонажей, желание прийти на помощь.

 

Ожидаемый результат:

  1. Сформированы навыки использования разных способов исследования предметов, включая простейшие опыты.
  2. Проявляет любознательность и развитие интереса к предметам окружающего мира.
  3. Способен самостоятельно наблюдать и экспериментировать, делать простейшие обобщения.
  4. Испытывает потребность эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы:

Мотивационно-побудительный этап: игровая мотивация (проблемная ситуация).

Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация; наглядный метод (показ образца, демонстрация); практический метод (работа с карточками, схемой,  раздаточным материалом, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение); словесный метод  (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы).

Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Материал и оборудование: корабль, подзорная труба, световой шар, письма с обращениями и заданиями, карта, фланелеграф, световой стол для рисования песком, коробка со знаком вопроса и гелевым шариком внутри, картинки с изображением глаза, носа, рук, уха, полиэтиленовые пакеты, таз с водой, стаканчики с приклеенными на дно бумажными салфетками, стаканчики с водой и горошинками, трубочки одноразовые, колбы с различными запахами, веера, кораблики, пластиковые крышки, воздушные шары, «чудесная коробка», емкости с песком, подносы, лупы, емкости с водой, одноразовые ложки, формочки для лепки из песка, бумажные куклы, бумажные платья, одноразовые тарелки, красители красного, синего, желтого цветов, пипетки, жидкость для мытья посуды, молоко, емкость с песком, металлические предметы (скрепки, монеты, гайки), магниты, сундук, медали.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Подходите ко мне ближе

И ведите себя тише!

Дети, что утром было…

Я же вам сказать забыла,

Только в садик я зашла

К нам в гости музыка пришла.

 

Включается музыка и световая иллюминация на корабле.

 

Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете? Давайте узнаем, что же происходит.

 

Подходят к волшебному шару и находят письмо.

«Уважаемые дети! Я нахожусь в научной экспедиции. Здесь столько много интересного и неизведанного, что я решил и вас пригласить поучаствовать в исследовательской программе и найти великолепное сокровище. Корабль готов к отплытию, карта в каюте капитана. Следуйте по указанному маршруту, который непременно приведет вас к сокровищам, не забывайте про исследования. Ваш Почемучкин!»

 

Воспитатель: Как интересно. Вы согласны совершить такое интересное путешествие? (Ответы детей). Я пойду в каюту капитана и принесу карту.

 

Карту располагают на фланелеграфе.

 

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим карту. Посмотрите, на старте - красивый корабль, на нем нам Почемучкин и  предлагает отправиться в путешествие. Дальше мы будем двигаться по стрелкам,  находить показанные на карте предметы, выполнять задания и необходимые исследования и на финише нас ждет заветный сундук с сокровищами. Мы должны пересечь Волшебное море и причалить к острову «Открытие тайны». Какой предмет мы должны на нем найти?

Дети: Коробку.

Воспитатель: Ну, что, тогда занимайте свои места и в путь! Поплыли! Поднять якорь! Поднять паруса!!! Полный вперёд….

Воспитатель: Пока наш корабль качается по волнам, предлагаю вам вспомнить правила поведения при проведении исследований, ведь  придется участвовать в исследовательской программе и пригодятся все наши знания в этом вопросе.

 

Вспоминают правила поведения в лаборатории с опорой на схему.

 

Воспитатель: Вижу остров. Пора причалить к берегу.

 

Дети находят коробку, открывают, вылетает Воздушный шарик.

 

Воспитатель: Прилетел Воздушный шарик.  Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте  его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. Ребята,  мы поможем Воздушному шарику? (Ответы детей).

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать). 

А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям).

Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха? Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает.

Опыты с воздухом

Воспитатель: Посмотрите на картинки. На первой изображен глаз. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Дети: Как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз. Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Воспитатель: Внимание! Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. Возьмите стаканчики, рассмотрите их. На дно стаканчика приклеена на пластилине салфеточка. Теперь переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая).

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке»

Воспитатель: А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? (Надо подуть в трубочки). Что мы видим? (Появились пузырьки). Это воздух.  А что делают наши горошины? (Они двигаются). Что же нам помогло оживить горошины? (Воздух). Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? (Мы подули в трубочки).

Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Воспитатель: Итак, мы продолжаем, какая еще картинка в коробке и что она значит? (Нос). Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

 

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. 

Дать понюхать детям колбочки с различными запахами.

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать чужие запахи.

 

Воспитатель: Давайте теперь опять обратимся к бизиборду. Что изображено на следующей картинке? (Руки). Как вы думаете, что руки могут обозначать?  (Как почувствовать воздух).

Опыт 5. «Движение воздуха»

Воспитатель: Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Посмотрите, на следующую картинку, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть  шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писквоздух.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, давайте напомним Воздушному шарику, что мы знаем о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 5Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

 

Воспитатель: Посмотрите на карту,  нас ожидает впереди залив «Песочная фантазия». Занимайте свои места и в путь! Поднять якорь! Поднять паруса!!! Полный вперёд…

Воспитатель:  (Смотрит в подзорную трубу).  Вижу песчаный берег, мы уже почти на месте. В любой стране есть правила, и в «Песочной фантазии» тоже. Все гости страны должны их знать и обязательно соблюдать.

 

Правила:

Песок не любит, когда его берут в рот.

Песок не любит, когда им бросаются в других людей.

Песок не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.

 

Это добрая страна. Вот теперь, когда вы знаете все правила, мы готовы сойти на берег. Подойдите аккуратно к песочному «берегу».

 

Воспитатель: Тихонько дотроньтесь ладошкой до песка, давайте отдадим песку частичку нашего тепла.

Ребята, а какой песок на ощупь? (Сухой, прохладный, сыпучий, шершавый).

Ребята, а вы когда-нибудь видели, следы на песке или может быть сами оставляли? (Да).

А сейчас  мы все превратимся в маленьких человечков, пройдём по песочку пальчиками и оставим следы.

А теперь давайте представим, что проползла змейка, как вы думаете какой след она оставит за собой? (Волнистый).

А вы знаете, что в песочной стране может идти дождь, только необычный, а песочный дождик. Это очень приятно. Подставьте свои ладошки. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыпет песок на ладони детям).

Прошёл дождик, выглянуло солнышко. (Рисуют на песке).

Вывод:  на песке можно рисовать, создавать картины.

Воспитатель: Посмотрите, здесь какая-то чудесная коробка. Попробуем отгадать, что в ней находится?

Дети берут коробку, встряхивают, слушают как она звучит, проверяют имеет ли она запах, просовывают руки в отверстия и пробуют на ощупь. Отгадывают, что в ней находится письмо.

 

«Дорогие друзья, Почемучкин рад приветствовать вас. Я знаю, что вы любите играть с песком в детском саду. Но у меня ничего не получилось из него построить. Подскажите, что я делал не так». 

 

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

У вас на столах в чашечках находится песок. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)

Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его. Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки).

Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).

Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Опыт 2. «Свойства мокрого песка»

Добавьте в чашечку с песком воды. Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой. Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)

Каким стал песок? (мокрый, влажный).

Попробуйте ложечкой мокрый песок посыпать. Что происходит? (он не сыпется)

Вывод: мокрый песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

Опыт 3. «Лепим из песка»

Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить. Что происходит? (он рассыпается).

Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него. Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.). Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

Насыпаем мокрый песок в формочки, делаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: мокрый песок принимает любую форму.

Итак, давайте сообщим Почемучкину, что мы знаем о песке, и он непременно сможет теперь сделать из песка различные постройки?

Вывод 1. Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Вывод 2. Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Вывод 3. Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Вывод 4. Вода быстро впитывается в песок.

Вывод 5. Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Вывод 6. Мокрый песок принимает любую форму.

 

Воспитатель: Пора в путь. Как я вижу по карте, нас ожидают жители Станы Красок – весёлые куклы. Занимайте свои места! Поднять якорь! Поднять паруса!!! Полный вперёд…

       Физминутка

       От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать).

       Он шагнул сперва назад (шаг назад),

       А потом шагнул вперед (шаг вперед).

       И поплыл, поплыл по морю (движения руками),

       Набирая полный ход (ходьба на месте).

Воспитатель: (Смотрит в подзорную трубу). Ой,  что-то  произошло  с   куклами! Их лица такие грустные, надо им скорее помочь.

 

Подходят к куклам, которые прочитали письмо и очень огорчились.

 

« Всем! Всем! Всем! Приглашаю всех  на бал, который состоится в замке короля Страны Красок.  Чтобы попасть на бал, нужно иметь красивый наряд красного, синего, желтого цвета. Король Страны Красок».

 

Дети приходят  к  выводу,  что  куклы  тоже  хотят  на  бал,  но,  хотя  их  наряды красивые, они совсем другого цвета, чем те, в которых можно быть на балу.

 

Воспитатель: Как же им помочь? (Дети предлагают различные варианты, в том числе нарисовать, подарить им наряды нужных цветов).

Какого цвета должны быть наряды? (Красного, синего, желтого).

Я заметила здесь поблизости художественную мастерскую, поспешим туда и смастерим наряд для наших кукол.

 

Опыт «Рисование на молоке»

Перед вами тарелки с молоком. Капните в молоко красители. Какой цвет на понадобится? (Красный, синий, желтый). Можно немного смешать палочкой.

Теперь возьмите пипетку и капните каплю жидкого мыла. Наблюдаем волшебство… Смотрите, капли красок начинают «разбегаться», формируются отличные узоры.  Это происходит из-за того, что жирные пятна молока разрушаются от прикосновения мыльного раствора.

Теперь опустим белое платье куклы и отпечатаем на нем краску.

Получился наряд необходимого цвета!

Слышите,  звучит  музыка - это  начинается  бал!  Нам  нужно  спешить, надевайте на кукол наши красивые платья. Смотрите, как повеселели их лица. Пожелаем им хорошо провести время, а нам пора в путь. Я уже посмотрела на карту, впереди  «Остров сокровищ».

 

Плывут до следующей остановки.

 

Задача на сообразительность.

 

Дети подходят к столу с песком и водой         и находят картинку с изображением предметов – «сокровищ», которые нужно найти.

 

Воспитатель: На острове прошла сильная песчаная буря. Не найти нам здесь сокровищ никогда. Их скрыл песок, некоторые  сильный ветер отнес в море, а эти под прозрачным куполом. Может у вас есть какое-нибудь решение данной проблемы? (Ответы детей).

 

Приходят к выводу, что при мощи магнита можно найти все сокровища, так как они все металлические, а магнит имеет свойство притягивать металлические предметы даже через различные материалы. С помощью магнита достают из песка, воды и купола все предметы и находят большой сундук с сокровищами.

 

Воспитатель: А вот и наш сундук с сокровищами, про который говорилось в письме от Почемучкина. Откроем его? (Открывают и находят медали с письмом).

«Дорогие мои маленькие исследователи! Вы проделали огромный путь, приняли участие в исследовательской программе и поэтому примите заслуженное вами сокровище. Отныне вам присвоено звание «Ученый первой степени». Ваш Почемучкин».

 

Воспитатель: Я вас поздравляю. Примите эти медали и скорее возвращаемся в детский сад. Мне не терпится всем рассказать про наше увлекательное приключение.  Поднять якорь! Поднять паруса!!! Полный вперёд…

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: